Сорванная Башня
Конкурс детской литературы

Сорванная «Башня»

( 2005 г. н.э., весна-лето )

Рождение судьбы из духа музыки

Внеконкурсный рассказ. Не включается в бюллетень.

Однажды в одной большой стране, где все хотели быть “не хуже, чем другие”, и измеряли качество своей жизни наличием хрустальной люстры, красного ковра и мебельной стенки, жили были люди, которых называли “интеллигенция”. Ты еще поймешь, малыш, какое это неоднозначное слово. Но в то время, о котором я говорю, интеллигенция была в почете. И одним из главных признаков принадлежности к этой касте было образование, в том числе образование детей.

Если в семье рождалась дочка, то ее обязательно обучали иностранному языку, музыке, рисованию, отдавали в спортивную секцию или на танцы. Если появлялся сын, то он непременно поступал в математическую школу, а затем в технический класс.

Надо сказать, что для интеллигенции было не так просто отдать, например, дочку, в музыкальную школу. Родителям приходилось во многом себе отказывать, экономить деньги, жертвовать. Со временем, малыш, ты узнаешь, что когда люди жертвуют собой ради кого-то, они становятся очень требовательными к этому человеку. Не желая видеть свои усилия потраченными впустую, папа и мама часто становятся очень требовательны к ребенку. И если вдруг случается так, что у ребенка нет природного таланта, это приносит много горя и разочарования всей семье, часто разобщая ее.

Но я отвлеклась… Хочу рассказать тебе, малыш, об одной девочке. Ее звали Наташа. Странное имя? Ну что ты, в то время трех из пяти девочек называли Наташами. И жила она в большом городе, в интеллигентной семье. Мир и привлекал, и пугал ее. В нем было так много всего: информации, картинок, звуков. Особенно звуков. Звуки жили своей, особенной жизнь, иногда сплетаясь в причудливые мелодии. Мелодии же были как ступеньки, они помогали подняться в гору неизведанного: песенка запоминалась легче, чем стишок, даже сказку было интереснее напевать, чем читать…

Однажды девочку привели в большую чужую комнату, посреди которой стоял огромный черный рояль. По тону мамы Наташа поняла, что ей очень важно понравиться строгой тете за роялем. Та же задавала непонятные вопросы, заставляла рояль издать несколько звуков сразу и просила спеть, или нажимала ноту и просила подойти и, нажимая разные клавиши, угадать, какую именно ноту нажали… Наташе было очень страшно, непривычно, и необъяснимо интересно. Хотя страх пересиливал интерес, можно даже сказать забивал его. Испытание продолжалось довольно долго, а по дороге домой Наташа узнала, что строгая тетя – учитель музыки, и теперь она будет заниматься с ней фортепиано, учить играть.

Спустя месяц в комнате Наташи появилось пианино. Оно было не такое шикарное, как рояль, но тоже загадочное и высокое. Пианино было черное, с узорами листьев и ягод на веточках, с подставками для подсвечников и непонятной надписью золотыми буквами на внутренней стороне крышки. Пианино казалось загадочным зверем, с которым можно договориться, приручить его, заставить издавать ровные и красивые звуки. Наташе нравилось представлять, что она – барышня в старинном платье с кринолином и прической локонами, сидит перед пианино, с двух сторон горят свечи, пожелтевшие таинственные страницы нот раскрывают свою тайну закорючек, превращаясь в сильные звуки, а клавиши, как живые, стремятся вжаться в деревянную основу за мгновение до того, как их коснутся пальцы.

Несколько месяцев занятия приносили радость загадочного приобщения к великому. Наташа училась рисовать и понимать ноты, брать аккорды и запоминать октавы.

А потом началась пытка. Мучая мотив “Петушок” или “Кузнечик” в одиннадцатом часу ночи, захлебываясь рыданиями, уже не в состоянии сыграть правильно из-за поглотившей ее истерики, Наташа начинала потихоньку ненавидеть и большой черный инструмент, и стул, и клавиши, и синий учебник с нотами. Понимаешь, ее мама хотела, чтобы она обязательно хорошо играла, обязательно была хорошо готова к каждому уроку, чтобы потраченные на занятия деньги не пропали зря, чтобы дочка была самая умная и красивая… Мама любила свою дочь, но еще больше она любила свою мечту о дочери. Ведь так легко любить некий идеальный образ, и воспринимать людей как кафтаны, в которые ты одеваешь этот свой образ. Не подошел? Не оправдал? Меняем кафтан. Но гораздо сложнее любить человека как такового. Ведь всякий человек - это скопление как хорошего, так и плохого, как достойного, так и недостойного. А любить плохое и недостойное – ой как непросто.

Говорят, человек ко многому привыкает. Привыкает он и к ежедневным занятиям. Только меняется. Человек не может не меняться, когда ломают его внутренний стержень. Из веселого любителя беготни и игр он превращается в запуганного созерцателя проходящей за окном жизни. Привыкнув сидеть тихо и монотонно бить пальцем по клавишам, ребенок не просто учится играть на пианино, он учится новому образу жизни, он учится жить не активной деятельной жизнью, а жизнью созерцательно-мечтательной. Когда твое тело контролируют и ты не имеешь власти над ним, у тебя остается то, на что другой не может покуситься – мысли, разум, воображение. И ты привыкаешь жить не снаружи, но внутри себя. Меняешь свой круг интересов, общения в соответствии с этой новой жизненной привычкой. Хорошо ли это? Плохо ли? Трудно сказать за другого.

Наташа привыкла играть. У нее стало лучше получаться. И со временем она научилась получать удовольствие от этого ухода в себя, когда остаешься наедине со своими мыслями, а пальцы бездумно скользят по клавишам, ведомые мускульной памятью мышц.

Через почти два года пришло время поступать в школу. Наташа много читала книжек о школе, ее вдохновляла романтика школьного общения, дружбы и товарищества. И когда родители предложили ей пойти в музыкальную школу, она почти неожиданно для себя захотела этого. Единственное, что пугало – перспектива учиться долго, ведь обычная школа – это целых 10 лет. А музыкальная? Родители сказали, что семь. Долгих семь лет учиться музыке? Нет, такого девочка не хотела. Тогда родители пообещали, что учиться она будет 5 лет, по программе экстерна. И Наташа согласилась.

Поступление в музыкальную и обычную школу, первое сентября и тут и там были волнительны, сумбурны, захлестывали эмоциями. Первые месяцы учебы прошли как в сказке. А потом…. Потом пришло понимание, что ее обманули. Случайно, походя, правда раскрылась через мальчика из ее класса по сольфеджио. Оказывается, учиться 5 лет могли только дети старше 9 лет, а поскольку Наташа поступила в школу в возрасте 7 лет, то и учиться ей было обязательно по полной программе.

Обман был не понят окружающими. Никто вокруг не понял, насколько она расстроена была. Так сильно обижена девочка была до этого только один раз – когда у нее шатался зуб, и мама пообещала, что не будет его выдирать, а только потрогает, и стоило только Наташе доверчиво открыть рот, как выдрала в нарушение данного честного слова.

Четыре года прошли как в тумане. Музыка, пленявшая недолго, заставившая по сути согласиться на поступление в школу, отошла на второй план, стала не загадкой, а рутиной, не выражением чувств, а сизифовым камнем, совершенство было недостижимо.

Удивительно, что самыми яркими моментами из “музыкальной” жизни Наташи были не мелодии и звуки, а игра в прятки в коридорах, насильственное спиливание ногтей пилочкой учительницы (Как? Опять ногти длинные? Целый миллиметр? Спиливай прямо сейчас, ты же знаешь, что нельзя цокать по клавишам!!), прятание мороженого в сумку с нотами (по дороге встретилась мама, а есть мороженое на улице зимой было строжайше запрещено), от которого на этюдах Черни навсегда осталось шоколадное письмо, сладкий сон по классическую оперу на уроках музыкальной литературы, нервное посасывание сахара перед концертами, страх наказания за плохо сыгранную на концерте пьесу.

В какой-то момент ребенок понял, что иногда достаточно покорно что-то изобразить, не вникая в это глубоко – и это поможет избежать наказания. Не обязательно быть хорошей девочкой, нужно ею казаться. Не обязательно играть на пианино, можно сидеть за ним и читать книгу, а если мама вдруг резко откроет входную дверь, спрятать книгу под нотами и сделать вид, что давала минутный отдых рукам.

Да, Наташа научилась врать, притворяться, быть поверхностной.

Когда закончился пятый год обучения, что-то хрустнуло в покорности судьбе. Захотелось порвать все оковы, освободиться. И угрозы и запугивания мамы скорее всего не возымели бы действия, так же как ее уговоры, что учиться осталось меньше, чем пройдено, и жалко бросать и надо закончить и получить диплом, раз уж столько сил вложено. Но в этот момент другие девочки, тоже учившиеся в музыкальной школе, начали играть на пианино красивые современные песни, начали подбирать мелодии – от модной Ламбады, до музыки из популярного телевизионного сериала.

И Наташе захотелось научиться так же. Ей показалось, что она близка к этой грани – почувствовать музыку как друга, как радость, она открыла, что музыка может быть частью радостной, дружеской стороны жизни, приносить радость общения.

Но не зря видно приходилось пороть и доводить ее до истерики в детстве. Музыкальные способности Наташи были крайне не велики, она не могла по слуху подобрать мелодию, или по слуху же придумать аккомпанемент к песне…. Последние два года прошли под знаком разочарования в своих способностях.

В день, когда музыкальная школа была закончена, пианино перестало быть музыкальным инструментом. Оно превратилось в полку, подставку, пылесборник. Оно замолчало, казалось, навсегда.

Прошло два года, и Наташа захотела работать. То есть конечно захотела-то она не саму работу, а шоколадки, новые туфли, красивые резинки для волос. Но чтобы получить все эти вещи, нужно было самой зарабатывать. Идею кем именно работать подсказала одноклассница, тоже закончившая музыкальную школу и преподававшая игру на пианино маленьким детям. Наташа рассказала всем знакомым, что готова давать такие уроки – и скоро у нее появились первые ученики.

Поначалу дело шло хорошо. Но после месяца занятий дети начинали лениться, иногда они прямо-таки тупили, как будто отказываясь понимать и запоминать простые, элементарные вещи. Наташа сама не поняла, как все произошло, но в какой-то момент она начала отвешивать своим ученикам подзатыльники и кричать на них, как некогда кричала на нее мама, когда сама Наташа была маленькой и только училась музыке. Чувство гнева и чувство стыда никак не могли разобраться между собой в ее сердце. Обещая себе после урока, что никогда не будет больше бить ребенка, в начале урока, видя непроходимую тупость и лень, давала волю гневу, и рукам. Иногда ей становилось страшно, что родители узнают, что она бьет их детей, и тогда она на день-два успокаивалась. Но потом все возвращалось назад. В отвратительной кутерьме чувств были и упоение властью над кем-то беззащитным, и страх разоблачения, и гнев на ребенка, и желание закончить поскорее эту тягомотную рабочую обязанность, и желание услышать похвалу от родителей за хорошие успехи ребенка…

Дурман опьянения длился и длился и, казалось, ему не будет конца.

Но в один день вдруг, резко, пришло отрезвление. В момент, когда один мальчик, жалобно всхлипнув и привычно втянув голову в плечи, пролепетал: “Не бейте меня, пожалуйста!” - все как-то встало на свои места. Наташа ужаснулась тому, что делает, тому, кем она стала. Вспомнила, как в детстве обещала сама себе, обливаясь слезами, что никогда не будет обижать своих детей, никогда не будет бить их из гнева и злобы, срывать на них свои обиды.

Наташа объявила родителям детей, что больше не будет давать уроки музыки. Она не видела в себе сил сейчас перестать быть жестокой по-другому. Хотя и понимала, что в будущем ей придется много учиться сдерживать свою злость, иначе и своих собственных детей, которые родятся когда-то, она будет так же бить и ругать.

Старое пианино замолчало теперь уже точно навсегда.

Но в месте с тем, спустя время, в жизни Наташи начала звучать тихая музыка. Сначала она была еле слышной, но постепенно, год от года, она становилась все ярче и отчетливей. Музыка была добра, светла и красива.


***

Я знаю, ты еще не можешь мне ответить, ты тихо живешь и растешь в моем животе, и я ставлю тебе послушать Моцарта, потому что меня учили, что детям полезно слушать классическую музыку.

Но очень прошу тебя, подумай уже сейчас и как только сможешь – скажи мне чего ты хочешь на самом деле, чтобы я не пускала тебя по дороге поверхностных открытий… и спирали несправедливой жестокости…


 Сайт работает при технической поддержке Sannata.RuTM

 Форумы на Sannata.Ru:
     Форум сайта писателя Сергея Садова
   Форум сайта писателя Виктора Косенкова
   Форум сайта "Литературная страничка"
   Форум сайта "Железные призраки прошлого. Компьютерная история"
   Форум сайта "Безлюдные Пространства"

 Design by AST 

Rambler's Top100     estOn.net : Каталог ресурсов Эстонии на русском языке. Новости, Чат, Форум Обо Всем. Место вашего общения. Мы делаем Интернет вместе с Вами!

Hosted by Compic